Начальник называл меня жирной отаку — художница Хироко Екояма рассказала о дискриминации женщин в японской игровой индустрии

Начальник называл меня жирной отаку - художница Хироко Екояма рассказала о дискриминации женщин в японской игровой индустрии

Недавно в Японии разгорелся жуткий скандал — ссылаясь на свои источники, пресса сообщила, что девушкам при поступлении в Токийский медицинский университет годами занижали результаты вступительных экзаменов, чтобы принять на обучение больше представителей мужского пола. В японском интернете это вызвало волну негодования и запустило цепочку рассказов женщин о дискриминации в разных сферах.

Художница Хироко Ёкояма, известная по работе над играми компании SNK в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века, пишет, что дискриминация в игровой индустрии существовала всегда, и именно поэтому большинство специалистов в ней — мужчины. Хотя ей хотелось бы верить, что сегодня ситуация улучшилась. Некоторые компании лучше относятся к подчиненным женского пола, другие хуже. 

Когда Ёкояма ушла из SNK, обороты набирал 3D-гейминг и работодатели были заинтересованы в том, чтобы обучить своих сотрудников новым технологиям, но делали они это очень аккуратно, отдавая предпочтение мужчинам.

«В одной из компаний понимали, что 3D — это будущее, и хотели подготовить двух художников для работы с полигонами и последующей передачи этих знаний другим специалистам в офисе. Однако все заявки от женщин боссом тогда были отклонены», — вспоминает Ёкояма.

«Логика начальства заключалась в том, что знания должны были оставаться в компании — от обученных специалистов ожидали, что они продолжат вести свою деятельность на этом месте. Про девушек же он говорил, что как только они вступают в брак, сразу перестают работать. А если из компании будут уходить такие обученные люди, то технологических знаний в ней не останется, поэтому нет смысла обучать сотрудниц женского пола».

«Он говорил, что женщина неизбежно выйдет замуж и все вложенные в нее компанией инвестиции будут напрасными. Поэтому босс выбрал на подготовку двух парней, отклонив заявки женщин, в том числе и мою. Угадайте, что произошло дальше?».

А дальше эти обучившиеся парни просто ушли из этой компании. Они ни с кем не успели даже поделиться полученными знаниями. Девушки были в ярости, поскольку босс считал, что только они способны на такие поступки.

Ситуация с самой Ёкоямой, по ее словам, была еще хуже — она хотела учиться новому и развиваться, но уже состояла в браке. Босс говорил ей, что замужние женщины не могут нормально работать после рождения ребенка.

Художница не верит, что подобные решения, во всяком случае в этой компании, всегда исходили от самых топов, поскольку в других отделах были женщины, работавшие в должностях планировщиков и дизайнеров, но менеджеры среднего звена мешали карьерному росту представительниц прекрасного пола. 

После публикации серии твитов Ёкояма обратила внимание на несколько сообщений от работающих сегодня в японской индустрии девушек, которые пишут, что ситуация мало чем отличается от обстановки 20-летней давности. Мужчин считают «более стабильными» и «надежными» сотрудниками. 

На следующее утро художница также добавила, что ее босс из той самой компании годами называл ее «жирной, уродливой отаку», что занижало самооценку и отбивало мотивацию. Позже начальник говорил, что «пошутил», но при этом продолжал повторять обидные слова годами.

Уволившись, Ёкояма стала фрилансером. Недавно ее пригласили принять участие в работе над сборником SNK 40th ANNIVERSARY COLLECTION для Nintendo Switch.