Обзор Vampyr

Обзор Vampyr

Одна из самых ожидаемых RPG года, которая может вас разочаровать

Французская студия Dontnod Entertainment не боится пробовать свои силы в чем-то новом и достойна за это уважения. Вместо того, чтобы выпустить дебютную игру, а потом бесконечно ее дорабатывать, приписывая к названию циферки нумерации, эти ребята уже в третий раз делают новый IP в другом жанре. Отработав навыки создания грамотного нарратива на подростковой драме Life is Strange, они взялись за действительно большой проект — Vampyr</strong>. Посмотрим, что у них вышло на этот раз.

Обзор Vampyr

Vampyr выступает на поле дополненной истории — примерно так, как это делает Assassin’s Creed. Под конец Первой мировой войны Лондон захлестнула эпидемия испанского гриппа, местный штамм которого не только очень заразен и очень смертелен, но еще и превращает больных в вампиров. Нет, не в высших вампиров, одним из которых в начале игры становится главный герой, а их дальних родственников низшего порядка — скалей. Проще говоря, в безумных и агрессивных зомби, которых и кровососами-то назвать нельзя, ведь  питаются они исключительно мертвой плотью. Нам вместе с клыкастым доктором Джонатаном Ридом предстоит разгадать причину загадочной болезни, изобрести от нее лекарство и спасти маму-Британию.

Обзор Vampyr

Предупреждения об опасной заразе расклеены по всему Лондону

Обзор Vampyr

По понятным причинам у нашего протеже острая аллергия на прямые солнечные лучи, потому по улицам Лондона он передвигается исключительно ночью. В городе карантин, население стремительно убывает, так что на улицах — шаром покати. После комендантского часа там можно встретить разве что гниющие трупы, чавкающих вурдалаков да охотников на вампиров из какого-то древнего ордена, которые мобилизировались перед лицом угрозы. Редкие жители города, ведущие ночной образ жизни, сгруппировались в райончиках, до которых еще не добралась зараза.

Обзор Vampyr

Что покажут на E3 2018

Самая полная информация о грядущей выставке и играх, которые туда привезут

Подробнее

Именно ночные беседы с обитателями умирающего Лондона займут львиную долю времени, которое вы проведете в Vampyr. Серьезно, Dontnod написала просто невероятное количество диалогов. В первые несколько часов не получается сделать ни одного шага по сюжету: игра сходу бросает вам на растерзание полтора десятка персонажей. У каждого за спиной своя история жизни, свои проблемы и свое мнение по поводу происходящих событий, каждый третий готов выдать сайд-квест и абсолютно у всех есть заблокированные варианты диалогов. Чтобы их открыть, придется попотеть: одну часть информации могут слить другие NPC, вторая станет ясна из записок, которые можно найти в границах района, а где брать третью — совершенно неясно.

Обзор Vampyr

Экшен и болтовня перемежают друг друга в равных пропорциях

Обзор Vampyr

Экшен и болтовня перемежают друг друга в равных пропорциях

Обзор Vampyr

Экшен и болтовня перемежают друг друга в равных пропорциях

На этом моменте фанаты RPG скорее всего начали нервно потирать ладошки в предвкушении сытного обеда, но на поверку это окажется вовсе не так радужно. Все обилие сайд-квестов, которые тут называются «расследованиями», сводится к банальному «подай-принеси». Мало того, что это само по себе плохо, так и в контексте отношений доктор-пациент попросту выглядит нелепо. Зачастую эти задания обернуты в простенькую историю, раскрывающую персонажа, который их выдает.

Часто вы посылаете своих лечащих врачей отыскать бумажник, который давеча обронили в переулке?

Механика с поиском подсказок для диалогов служит той же цели — это инструмент, с помощью которого вы лучше узнаете жителей города и их личные истории. Но для этого придется попотеть. Как следует поковырявшись, можно выяснить, к примеру, что вот этот амбал-рэкетир, выбивающий деньги из честных торговцев, и сам не рад быть таким подлецом, но ему надо растить сына, а другой работы в чумном Лондоне попросту не найти. 

Обзор Vampyr

Предрелизная версия порой умела выбрать удачный ракурс в диалогах — надеемся, на релизе поправят

Обзор Vampyr

Предрелизная версия порой умела выбрать удачный ракурс в диалогах — надеемся, на релизе поправят

Обзор Vampyr

Предрелизная версия порой умела выбрать удачный ракурс в диалогах — надеемся, на релизе поправят

Обзор Vampyr

Предрелизная версия порой умела выбрать удачный ракурс в диалогах — надеемся, на релизе поправят

Другими словами, это должно помочь вам разобраться, кем из горожан можно отобедать, а кем не стоит. И вот мы подошли к одной из самых главных неровностей игры: оказывается, чтобы хорошо себя чувствовать, вампиру совершенно необязательно пить кровь. За каждого убиенного вам просто отсыпают лишнего опыта, который затем можно потратить на прокачку персонажа. И эта прибавка не то чтобы решающая. 

Давайте подрезюмируем: на бумаге концепция выглядит очень круто. Шесть десятков NPC, истории которых зачастую полнятся «серой моралью». Вот вы встречаете полного урода, но начинаете разбираться в его бэкграунде, и оказывается, что он вовсе неплохой парень — просто жизнь такая. Обрисовано отличное пространство для терзания в раздумьях, кто же из всех этих неплохих ребят действительно заслуживает смерти. Однако прямой мотивации быть вампиром игра не предлагает. Механизм, который использовали разработчики — это неравномерная сложность. 

Обзор Vampyr

Игра даже пытается объяснить, почему вампиру необязательно быть кровососом… Правда, прочие вампиры с этим не очень согласны

Проще говоря, если не пить кровь, персонаж недополучит опыт, будет заведомо слабее и проходить игру станет трудно. В результате игрок буквально на своей шкуре чувствует эту самую вампирскую жажду и срочно пытается понять, кого же ему съесть. Вот только сложность — штука относительная. За всю игру я съел, кажется, четырех NPC, которые показались мне самыми омерзительными ублюдками. Даже не ради опыта, а просто потому что мог. Этого вполне хватило, чтобы без осложнений пройти сюжет, и по ощущениям, вполне можно было обойтись и без убийств вовсе, даже не пригорев. Впрочем, если хотите, можете убить всех, до кого рука дотянется — игра-то не запрещает. Просто это не является необходимостью, а бороться с вампирской жаждой оказалось не так уж и напряжно.

Обзор Vampyr

Вампиру не хватает цельности геймплейных механик, которые кажутся пришитыми где-то сбоку. Выходит примерно так: «У нас есть куча диалогов, чтобы ты понял, кого из горожан можно съесть без зазрений совести, но тебе вроде как и не особенно надо их есть, так что не знаем, зачем они нужны. Но их много! Смотри, а еще есть NPC-торговцы! Правда, они продают только детали для крафта, которые щедро рассыпаны в мусорных ведрах, но они есть! Подожди, а ты слышал о том, что тебе придется лечить людей? Не забудь в начале каждой ночи обойти весь город и отдать больным все лекарства, за ингредиентами для которых ты полночи нырял в помойку! Иначе… Иначе они умрут, и ты не сможешь их съесть! Хотя вроде мы уже выяснили, что тебе не особенно и надо их есть, но… но… Но ты ж доктор, в конце-то концов! И приготовься этой ночью вместо размеренной прогулки по чертовски атмосферному Лондону в разгар эпидемии опять засунуть свой нос в каждое помойное ведро, которое ты встретишь на своем пути».

Что примечательно, даже при осознании неровности игровой механики Vampyr все равно умудряется оставить после себя положительные впечатления.

Все, что касается художественной части и нарратива — сделано круто.

Сценарист умело манипулирует геймером, из-за чего последствия моральных дилемм, перед которыми вас поставит Vampyr, всегда окажутся крайне неожиданными. Вот вы уверены в правильности своего подхода и пытаетесь разрешить ситуацию с минимальным вредом для окружающих, как вдруг получаете досадный подзатыльник. Ага, понятно, что нужно игре! Берем ситуацию в свои руки и творим небольшое зло во имя добра… и опять получаем подзатыльник. Раздосадованные, пускаемся во все тяжкие — прилетает очередной подзатыльник. 

Увы, но вместо атмосферных прогулок по ночному Лондону вам придется петлять от помойки к помойке в поисках предметов для крафта

В конце концов вы будете убеждены, что каждым своим действием лишь усугубили ситуацию, а концовка игры безнадежно запорота, и тут окажется, что… А это уже спойлер, так что сами разберетесь, что там окажется. Важно, что Vampyr ощущается как личная история. Вместе с доктором Джонатаном Ридом каждую ночь вы учитесь, как стоит распоряжаться своим даром. Удастся ли новообращенному вампиру сохранить под конец своих приключений хоть каплю человечности — решать только вам.

Если современные игры стали похожи на интерактивное кино, то Vampyr — это интерактивный театр. Театр с хорошими актерами, красивыми декорациями, густой атмосферой и непередаваемым ощущением элитарности происходящего действа. Это вовсе не та самая идеальная RPG про вампира из ваших снов, но игра, которая сможет принести особое и ни с чем не сравнимое удовольствие… если сумеете продраться через дебри неровно сшитых геймплейных механик и кривую боевую систему.

Ждали Vampyr? Будете играть?